Камчатское межрегиональное
Территориальное управление
воздушного транспорта
НазадГосударственные услугиБезопасность полетовВыдача свидетельств авиационного персоналаВыдача сертификатов летной годностиВыдача разрешений на строительствоПриаэродромные территорииВыдача сертификатов, подтверждающих соответствие юридический лиц, осуществляющих обеспечение авиационной безопасности требованиям федеральных авиационных правилСогласование строительства (реконструкция, размещение) объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромовОплата государственных пошлинСертификация аэродромовГосударственная регистрация аэродромов ГА и вертодромов ГАВыдача документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромовУтверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспортаУтверждение результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС ВТАттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспортеТерриториальная квалификационная комиссия​

Разработка и эффективное применение беспилотных систем

18 марта 2024

Беспилотная техника имеет большие перспективы применения в сферах сельского хозяйства, грузоперевозок, логистических услуг, обороны и мониторинга инфраструктурных объектов. 

В России с 2024 года реализуется национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В него входят пять федеральных проектов, которые призваны сформировать в стране к 2030 году новую отрасль экономики, связанную с разработкой, производством и использованием гражданских беспилотников. Согласно одному из них, в школах должны появиться специализированные классы по БПЛА, а в колледжах и вузах – центры практической подготовки конструкторов и операторов. 

В России активно развиваются и другие направления автономной и дистанционно управляемой техники, помимо авиационных беспилотных систем. 

Тезисы:

—  Беспилотный трамвай на ряде участков будет запущен в Москве, сейчас такой трамвай ездит в депо в тестовом режиме.

«В этом году мы уже запустим на ряде участков беспилотный трамвай, это будет примерно вторая половина этого года. Сейчас этот беспилотный трамвай учится ездить без водителя в депо. Понятно, что там сидит сейчас наш человек-специалист, который контролирует, как все работает, но трамвай будет ездить сам. Он видит пассажиров, он видит пешеходов, которые переходят даже иногда в неположенном месте дорогу, и останавливается, когда нужно», – сообщил заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в рамках лекции для московских школьников говоря о программе развития Москвы до 2030 года.

Согласно его словам, трамвай также видит машины, светофорный сигнал, различает собак и кошек, остановится, если животные будут переходить трамвайные пути, а также умеет предсказывать поведение людей и автомобилей.

«Дальше мы переведем все трамваи на беспилотное управление, и следующим нашим этапом будет метрополитен – беспилотное управление движением поездов. (...) Скорее всего, это за 2030 годом, но мы уже над этим сегодня работаем», –отметил заместитель мэра.

Помимо этого, такие компании, как «Яндекс» и Сбербанк, тестируют беспилотный личный транспорт, сообщил Максим Ликсутов.

«Уверен, что профессия, если вы ее выберете, связанная с беспилотным управлением, созданием новых технологий, которые помогают быстрее вычислять, предсказывать поведение машин и людей, – это то будущее, которое будет точно востребовано на многие десятилетия вперед», – сказал Максим Ликсутов.

Он также сообщил, что в будущем будет беспилотным электробус. «Он будет полностью беспилотный. Наверное, какое-то время еще там будет водитель, но он больше будет выполнять функции контроля. (...) Дальше уверен, что в недалеком будущем будут уже элементы беспилотного управления, уже будут точно использоваться в городской транспортной системе», – сказал заместитель мэра.

—  В 2024 году власти Якутии планируют воспользоваться услугами беспилотных авиационных систем (БАС) для охраны лесов в период пожароопасного сезона. Заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Андрей Коноплев сообщил об этом.

«Благодаря выделению средств из федерального бюджета в рамках проекта стимулирования спроса на отечественные БАС планируется приобрести услуги – летные часы беспилотных авиационных систем на сумму 10,4 млн рублей. Общее количество часов составит не менее 130», – сказал он. 

Андрей Коноплев отметил, что БАС планируется применять в весенний период в местах, где будет затруднена работа авиации в начале сезона. «Также запланировано приобретение беспилотных авиационных систем для подведомственных учреждений на сумму 52 млн 500 тыс. рублей. В настоящее время проводится работа по определению оператора, закупочные процедуры на начальной стадии. Планируем обучить своих операторов для беспилотных авиационных систем, чтобы в будущем обеспечить применение БАС при тушении лесных пожаров и оценки пожарной обстановки», – дополнил он.

— Серийное производство модулей управления для беспилотных систем начал холдинг «Росэлектроника» (входит в Ростех). 

«Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов», – сказано в сообщении пресс-службы госкорпорации.

Налажено серийное производство высокоточных навигационных модулей, изготовлена опытная партия контроллеров двигателя, разрабатываются полетный модуль и компактная версия контроллера двигателя, как рассказали в Ростехе.

Приемник сигналов GPS, ГЛОНАСС и Galileo, барометрический высотомер и компас с термокомпенсацией входят в модуль. «Прибор предназначен для применения на беспилотниках с массой полезной нагрузки от 2 кг. Устройство обеспечивает высокое качество приема сигналов спутников», – обозначили в госкорпорации. Для использования в силовых установках легких БПЛА, подводных и надводных аппаратов предназначен контроллер двигателя.

На технологической базе Калужского НИИ телемеханических устройств (КНИИТМУ, входит в «Росэлектронику») локализован выпуск. «Разработка и производство модулей управления для беспилотников – это новое направление деятельности предприятия. КНИИТМУ способен выпускать на имеющихся мощностях до 1 000 изделий каждого типа в год. Все устройства проходят процедуру полного тестирования. Первая партия наших приборов уже отгружена, и мы начали получать запросы от российских предприятий на поставку новых крупных партий модулей управления», – отметил гендиректор КНИИТМУ Александр Алексеев, слова которого приводятся в сообщении.

— Строительство радиоэлектронного парка началось в Уфе. Проект получил федеральное финансирование в размере 500 млн рублей. Промышленный парк будет производить радиоэлектронное оборудование, датчики, платы и беспилотные летательные системы. 

«Мы открываем новую страницу в развитии промышленности республики. Здесь будут производить беспилотные летательные аппараты, инновационные изделия, радиоэлектронную продукцию, платы, датчики, сенсоры», – сообщил в Telegram-канале глава Башкирии Радий Хабиров.

В размере 500 млн рублей проект получил федеральное финансирование. Как отметил глава республики, первые производственные помещения должны появиться в конце лета.

«Впоследствии здесь появится кластер беспилотной авиации. Горизонт его планирования – до 2030 года. Мы предполагаем, что его оборот составит от 4 до 5 млрд рублей, в нем будет работать до 350 человек. Но самое главное, здесь будут производить современную, высокотехнологичную, инновационную продукцию», – добавил Радий Хабиров.  

—   Апробацию доработанного беспилотного бронеавтомобиля «Зубило» в апреле начнет Российская армия.  Впервые прототип «Зубила» был представлен на военно-техническом форуме «Армия-2023».

«Апробация беспилотной платформы «Зубило» начнутся сразу в нескольких воинских подразделениях ВС РФ в апреле. Машина была доработана исходя из пожеланий заказчика. В частности, был снижен ее вес и увеличена проходимость машины», – отметили в пресс-службе предприятия-разработчика данной машины АО «Ремдизель».

На серийном шасси «КамАЗа» беспилотная бронированная платформа «Зубило» предназначена для поддержки штурмовых групп, подвоза боеприпасов, транспортировки грузов и раненых, а также подзарядки  квадрокоптеров  и радиостанций.

Как сообщил главный конструктор АО «Ремдизель» (Набережные Челны) Игорь Зарахович, который разработал данную машину, в перспективе «Зубило» может выпускаться массово, чтобы минимизировать участие человека в боях на опасных участках фронта. Оперативно наладить массовое производство «Зубила» можно за счет того, что машина собирается из доступных серийных комплектующих, по словам конструктора.

Общие установки:

— В рамках работы с брифом могут быть использованы/подготовлены сообщения о развитии и успешном применении авиационных и прочих беспилотных систем. 

Цитаты по теме: 

— глава Росавиации Дмитрий Ядров: 

«Совместно с Минтрансом мы провели большую работу по изменению законодательства и нормативно-правовых актов гражданской авиации для развития беспилотной авиации, установления требований к авиационному персоналу для подготовки кадров. За 2023 год были внесены изменения в Воздушный кодекс, которые ввели понятие «линии управления и контроля БАС», установили требования по оснащению пилотируемых и беспилотных ВС. Также были внесены изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства, упрощающие доступ к воздушному пространству для беспилотной авиации.

Также внесены изменения в нормативные акты, связанные с сертификацией. Мы позволили разработчикам осуществлять сертификацию машины совместно с двигателем беспилотной машины свыше 30 кг. Также упростили получение сертификата типа для агродронов. В настоящее время у нас уже четыре разработчика имеют соответствующий сертификат для ведения этой деятельности. Мы имеем восемь заявок от разработчиков на получение сертификата типа. Это крупные предприятия, такие как «НЦВ Миль и Камов», «Кронштадт», «Транспорт будущего». Они эту работу ведут очень плотно. Более того, они являются участниками эксперимента совместно с Росатомом по упрощению клиентского пути получения сертификата.

Сейчас в работе уже находится 8 заявок на одобрение разработчиков типовой конструкции и 25 заявок на получение сертификатов типа. Планы на 2024 год сформированы: это заявки от 10 разработчиков и 25 сертификатов типа. Так что работа находится в самом разгаре, и мы полностью удовлетворяем спрос на сертификацию имеющихся разработок».